18 мая 2008 г.

Установки резкости (Sharpness) в Olympus E-510.

Поснимав несколько моей все еще новой для меня камерой, я задался вопросом, какие установки для внутрикамерных JPEG надо задавать для получания оптимального результата прямо из камеры. Попробовав некоторые вещи, я понял, что для меня наиболее оптимальным является тон Vivid, Saturation я поставил в +1 (я имею слабость к насыщенным цветам), Contrast остался в нуле.

Фильтр Шумов (Noise Filter) по началу был отключен, однако проведя несколько простых тестов, я понял, что мне более по нраву устновка Low (самая нихкая), отключенный шумоподавитель хорош для дальнейшей обработки фотографий, если же мы нацеливаетмся на наибольший выход годных фотографий непосредсвенно из камеры, то стоит все таки включить шумоподавитель на минимум - потеря деталей минимальна, тогда как шум на низких ISO практически уничтожается.

Установка, с которой возникли проблемы - это резкость (Sharpness). В данном аппарате эта установка увеличивает резкость высококонтрастных границ, неизбежно, вместе с этим, увеличивая субъективную шумность картинки. Шум как бы выделяется алгоритмом из общего фона. Плюс, применяемый алгоритм оставляет следы в виде выбеленных полосок вокруг резких границ - так называемые артефакты.

По началу я ставил резкость в -2, однако поснимав немного, решил выяснить эксперементальным путем, действительно ли это лучшая установка. Я провел несколько тестов, два из которых приведу тут.

Самый простой случай - съемка портретов людей. Тут все достаточно очевидно, нет смысла настраивать аппарат так, чтобы были видны все дефекты кожи, то есть Sharpness -2 - самый оптимальный выбор для портретов. Картинка получается гладкой, масса деталей имеется, но не "выпирает".

Более сложный случай - макро схемка. Настоящая макро-съемка мне пока что недоступна, но имеющийся у меня объектив ZD 14-42, способен фокусироваться на объектах весьма близко. Я провел тест на молодых листьях, так кстати начавших распускаться. Ниже приведены результаты. Первый ряд картинок - часть картинки, уменьшенной до размера 1024х768, второй ряд - 100% кроп центра кадра, где можно оценить резкость, третий ряд - 100% кроп зоны боке, на которой очень хорошо видны шумы.

Судя по всему, лишь при Sharpness -2, в камере Olympus E-510 совсем не работает алгоритм повышения резкости. То есть правильнее было бы сделать шкалу не от -2 до +2, а от 0 до 4.

При рассмотрении картинки, уменьшенного размера, я, честно говоря, особой разницы в резкости не вижу. Данный объектив, очевидно, просто не дает достаточного разрешения, чтобы почуствовть разницу. В то же время, если смотреть на часть, где особо видны шумы, видно, что при Sharpness -2 их вобщем то нет, при -1 они выделяются, при 0 они выделяются практически так же, как и при -1, а дальше они возрастают. То есть либо стоит ставить резкость в -2, либо в 0. Лично я при макро-съемке предпочту Sharpness -2.

Еще более сложный случай - пейзажная съемка, архитектура. Фактически именно такой сюжет и заставил меня задуматься над проблемой установки этого параметра.

Я провел аналогичный тест. Результаты вы можете видеть ниже.

На сей раз, в уменьшенной картинке разница, на мой взгляд, заметна. Обратите внимание на резкость веток, и кладки блоков под крышей. Тут, с моей точки зрения, стоит обратить внимание на то, на каком уровне увеличения резкости, появляются хорошо заметные артефакты. Это очень хорошо видно по 100% кропу части с ветками. Лично меня устраивает качество с установкой Sharpness 0 - светлых границ веток еще почти не видно, в то же время, общая резкость фотографии лучше, чем при -2. Итак, мой выбор для пейзажей и архитектуры - Sharpness 0.

И на последок обе фотографии с Sharpness 0, из обработки только уменьшение размера, в остальном - внутрикамерный JPEG.

Комментариев нет: