22 февр. 2009 г.

Olympus ZD 12-60 2.8-4.0 SWD. ZD 14-42 vs ZD 12-60. Мои впечатления.

Осень и зима для меня практически мертвый сезон в фотографии, плюс на работе был загруз, было не до написания каких либо статей. Однако за это время накопилось, что сказать. Волею судеб я сменил парк оптики, приобрел три старых мануальных объектива (Юпитер 9, Таир 11, Prakticar 35-70), но самое главное, я стал обладателем так сказать Pro Double Kit – Zuiko Digital 12-16 SWD и Zuiko Digital 50-200.

Сегодня речь пойдет об универсальном профессиональном объективе – Zuiko Digital 12-60 2.8-4.0 SWD. По большому счету этот объектив у меня оказался случайно. Я думал о том, что мне надо на что-то заменить свой китовый 14-42. На то было две главные причины – этот объектив резок, но лишь на прикрытой диафрагме, и 14мм (28мм ЭФР) все таки не достаточно для широкого угла.

Соответственно я рассматривал четыре возможных варианта – ZD 9-18, ZD 11-22, ZD 12-60, ZD 14-54.
9-18 отпал сразу, так как его еще не было в продаже в принципе нигде в Москве, а начался кризис, и деньги дешевели, ждать было не с руки.
14-52 был самым бюджетным вариантом, который дал бы большее качество, но не дал бы более широкого угла, а этого хотелось.
11-22 – один из уникальных Олимпусовских объективов с очень красивой цветопередачей и очень хорошей четкостью по всему полю кадра.
12-60 – отличный универсальный объектив, менее широкий, чем 11-22, но тоже очень резкий и гораздо более универсальный.

Мне подвернулся 11-22 с рук за очень приятную цену, но вышло так, что я не успел его купить, его взяли до меня. Так как я уже настроился на покупку, я прочесал сайт пользователей Олимпуса и нашел там 12-60 б.у. тоже за неплохую цену, и купил его. Он стоил дороже, чем 11-22, который мне не достался, и чтобы заплатить за него, мне пришлось продать свой любимый 18-180. Я волновался, так как очень ценил этот ультразум, и привык к широчайшему диапазону фокусных расстояний. Таким образом, ZD 12-60 SWD попал ко мне в качестве замены сразу 14-42 и 18-180.


Итак, впечатления от объектива. Я провел небольшой тест, результаты которого к сожалению не сохранились, но я их опишу. На 12мм объектив кристально резок, начиная с диафрагмы 3.2, то есть всего на треть EV меньше максимальной. На 2.8 чувствуется некоторая потеря резкости, заметная на полном размере например на стоящих далеко многоэтажных домах. Также на 2.8 имеется некоторое виньетирование, которое однако без остатка удаляется камерой, если включить соответствующую опцию.


Начиная с f=3.2 качество превосходное. Если очень внимательно всматриваться в полноразмерные кадры, вы заметите некоторое изменении резкости, но очень незначительное. Пик качества приходится на диапазон фокусного расстояния от 4 до 5.6. Полностью рабочим диапазоном ФР я лично для себя склонен считать 3.2-8, при этом при необходимости я не буду особо задумываться перед тем, как поставить этот объектив на 2.8 или же прикрыть диафрагму до 11 – даже с некоторой потерей качества объектив все еще очень резок.

На 60мм даже на максимально открытой диафрагме (4.0) изображение очень четкое, закрытие диафрагмы не дает практически никакого повышения резкости.


Теперь о грустном – о животных, которых боятся все фотографы – о зайцах. Всем известно, что широкоугольные объективы страдают от них. А чем шире кадр, тем более вероятно попадание яркого источника света в кадр. Объективы Олимпус традиционно мало восприимчивы контровому свету, так ZD 18-180 практически ни при каких обстоятельствах не давал бликов в кадре. Однако чем шире объектив, тем труднее от этих бликов избавляться. И ZD 12-60 SWD в этом плане не исключение. Блики имеются, гораздо меньше, чем скажем на Sigma 10-20, но все таки, пусть небольшие, но они есть. Конечно помогает прилагаемая к объективу бленда, в случае с этим объективом ее использование очень желательно.


Но вернемся к веселым моментам обратно. Автофокус камеры E-3 с этим объективом, по утверждению Олимпус, самый быстрый в мире. Не берусь утверждать, что он быстрее или же медленнее чего то другого, но он ОЧЕНЬ быстрый. Ультразвуковой привод SWD делает свое дело очень хорошо – автофокус быстрый и очень четкий. Если до попытки наводки на резкость фокус уже хоть немного близок к тому, что надо, время наводки практически незаметно. На моей паре E-3 и ZD 12-60 в работе АФ наблюдается одна особенность – на 12мм, если система уже наведена на бесконечность, повторная фокусировка иногда не проходит, система просто отказывается фокусироваться. Спасает фокусировка на чем то близком, потом перефокусировка на дальний объект. Это случается не часто, и я склонен считать это особенностью, нежели чем ошибкой объектива. На больших фокусных расстояниях подобного поведения я ни разу не встречал.


Теперь о том, что меня пугало из за того, что мне пришлось расстаться с ZD18-180, а именно – диапазон фокусных расстояний и удобство работы с ним. Конечно 12-60 это не 10-кратный зум, но и 5ти кратный – необычно много для проф. объектива такого качества. К настоящему моменту я брал фотоаппарат с этим объективом на две прогулки, и могу сказать, что диапазон ФР у 12-60 – очень удобный и практичный. 12 в качестве широкого угла достаточно даже для съемок больших зданий с весьма близкого расстояния. Если имея минимальное ФР 14мм я часто желал расширить границы кадра, то 12мм мне ни разу не захотелось сделать еще шире. У меня есть опыт использования ZD 7-14, конечно с его помощью я мог снять церковь, стоящую за глухим забором, отстоящим от нее всего метров на 5-6, чего мне не позволит ZD 12-60, но для подавляющего большинства съемок 12мм достаточно.


60мм с другой стороны хватит для приближения определенных деталей кадра, и конечно будет достаточно для создания портретов. Да, с помощью 18-180 я мог снимать крупные планы птиц, чего я уже не могу делать с помощью 12-60, но опять же – это не так часто требуется. В общем, сменив 18-180 в качестве основного объектива на 12-60, я избавился от необходимости менять объектив на широкоугольный для съемок архитектуры, но приобрел необходимость менять объектив на телевик для съемок скажем птиц.


Так же хочется отметить неплохую способность объектива снимать крупные планы. Минимальная дистанция фокусировки – всего 25см, что конечно не макро, но достаточно неплохо, скажем для цветов.

Мои выводы – если вы думаете, на что сменить китовый ZD 14-42, берите ZD 12-60 SWD не задумываясь. Он очень удобен в использовании, диапазон фокусных расстояний просто великолепен для использования его в качестве штатника. Качество объектива заставит обладателей других систем завидовать тому, на что способен удобный светосильный пятикратный зум. Аналогов объектив практически не имеет. Nikon 16-85 тоже резок, но он темный, Canon 24-105 L светосильный, но с меньшим диапазоном ФР и значительно меньшим качеством изображения. ZD 12-60 SWD – это практически бескомпромиссный вариант – светлый, резкий, с отличным диапазоном ФР.


7 комментариев:

Анонимный комментирует...

Интересный материал. Жаль картинки часто не о том, о чем текст... Я как в плане размера? У меня E420, и я думаю, не великоват ли будет 12-60 для него?

Snowcat комментирует...

К сожалению тесты подробные не созранились, может еще сделаю как нибудь. А насчет 420го - я его в руках просто никогда не держал даже, но думается с 12-60 еще можно его использовать, а вот скажем с 50-200 уже будет тяжеловато наверно его удержать...

Анонимный комментирует...

спасиба. очень позновательная стать. я как раз присматриваюсь к 12-60 на 520, сейчас пользуюсь 18-180.

Анонимный комментирует...

Спасибо за обзор! Очень познавательно и компетентно.

Snowcat комментирует...

Спасибо за добрые слова! Стараюсь )

Анонимный комментирует...

Здравствуйте. Я вот тоже присматриваюсь к 12-60. Хочу сделать его основным на каждый день к Е-520. Но на форуме мне про него ответили что у пользователя при покупке 3 из 5 объективов оказались с устойчивым бек-фокусом на всех испробованных камерах. Что вы можете сказать по этому поводу?
Спасибо.

Snowcat комментирует...

Ну я могу сказать одно. У меня в руках было в общей сложности 5 тушек Олимпус (было в руках значит я ими снимал), и штук 12 объективов (8 которые были моими или мои сейчас, остальные брал попользоваться). Во всем этом разнообразии я ни разу не встречал ни Фронт, ни Бэк фокуса.

Что же касается 3х из 5ти... Я по своей работе в комп. фирме знаю, что есть такие люди, на которых теория вероятности дает сбои, и они получают в свои руки ОЧЕНЬ много глюков и сразу, у них почти ничего не работает так, как должно бы. 20 человек покупают компы и все у них работает, а 21й покупает такую же машину, и там не работает ВСЁ, что может не работать. Наличие этого 21го не означает, что все такие компы не качественные. Тут тоже самое.

Ну и конечно, это все не отменяет того, что при покупке надо проверять объектив СВОЕЙ тушкой на точность работы автофокуса.