2 июл. 2010 г.

Olympus E-30, шумы и ДД камеры, тесты.

Изучая относительно недавно приобретенный мною фотоаппарат Olympus E-30, я стал обнаруживать некоторые подробности, которые меня заинтересовали. Например я заметил, что бытующее мнение об узости Динамического Диапазона камер Олимпус уже не более, чем миф, пустой звук.
Собственно сам этот миф родился не на пустом месте. Камера Olympus E510 имела довольно узкий ДД. Хотя ранее я показывал, что и ей вполне можно снимать весьма сложные сюжеты, но все же она заставляла думать над выбором света, заставляла порой строить кадр так, чтобы избежать пересветов, особенно это было заметно при съемке портретов в солнечный день, о чем я тоже писал.
Далее пришли камеры поколения E3. Они обладали весьма и весьма широким ДД, но с одной оговоркой – их ДД был сдвинут в сторону теней. E3 позволял снять очень сложные сцены, единственное, что он требовал – это не пересветить кадр. Из теней, которые могли казаться даже заваленными намертво, можно было вытянуть еще очень и очень много информации. В общем же ДД E3 был не то, что неплох, он был одним из лучших, но требовал вдумчивого подхода к фотографированию. Этого вопроса я тоже уже касался, когда рассуждал об устаревании E3.
Уже в отношении E3 узость ДД камер Олимпус – это миф. Но он все еще имел под собой хоть какое то основание – сдвинутость ДД в тени легко давала пересветы, если не следить за этим специально, а запаса ДД в пересвеченных областях у E3 было довольно мало. Перебороть это было совсем не сложно, если знаешь свою камеру, и умеешь ею пользоваться, но многие предпочитали лишь давить на кнопку «щедевр» и без конца ругать технику на форумах.
Ну да я отвлекся… итак, E-30. новый процессор, новая матрица. Я провел несколько тестов, результатами которых я хочу поделиться с вами.
Тест первый, шумы. Тут сразу понятно, что чудес ждать не приходится, это больное место камер Олимпус. Так было, так и остается по сей день, к сожалению. Предлагаю вашему вниманию картинку.

Как мы видим, с ростом ISO почти не теряется никакая цветовая информация. На 3200 небо становится бледнее, но не так уж и сильно.
ISO 100. Это «не родная» чувствительность матрицы E-30. По сути это искусственно полученное из 200 значение, при котором кадр снимается с умышленным пересветом, после чего при записи в него «встраивается» отрицательная экспокоррекция. За счет этого становится меньше шумов, но и уменьшается ДД камеры в светах примерно на стоп. Шумов исчезающее мало. Они все же немного есть, как и следовало ожидать от CMOS матрицы.
ISO200. Родная чувствительность матрицы. Обычное CMOSовское количество шумов. Шумы без труда, а главное бесследно убираются программой шумоподавления. Вообще при таком уровне шумов этого можно и не делать. Их не видно ни на экране, ни при печати даже на A3.
ISO 400. В целом – все аналогично двумстам. Уровень шумов таков, что можно о них просто забыть и не беспокоиться.
ISO 800. Шумов становится заметно больше. Главное, с этого значения начинает слегка искажаться цветовая информация. Вы можете это заметить, внимательно посмотрев на 100% кроп стены со значений 400 и 800, на 800 тон становится холоднее. Однако на общем снимке это не будет заметно. А применение программы-шумоподавителя (в моем случае это Topaz DeNoise 4.0) практически бесследно избавит вас от шума, не тронув детали.
ISO 1600. Эту чувствительность я бы рекомендовал использовать только в крайнем случае. Цветовая информация все еще практически не тронута, что очень важно. Шума много, но он равномерный, без бандинга, что позволяет его легко убрать. Но его количество уже таково, что программа шумоподавитель неизбежно будет уничтожать детали на снимке. Света все еще довольно чистые, что позволит неплохо снять освещенный слабым светом объект (с такими я например столкнулся в Китае, в пещерах).
ISO 3200. Этого значения я бы избегал любой ценой. Шума уже столько, что детали просто начинают смазываться в кашу, и уже довольно серьезно начинает страдать цветовая информация. Я бы сказал, что эта чувствительность пригодна только для съемки ЧБ фотографий, в условиях, когда просто нет другого выхода.
Теперь давайте обратимся к Динамическому Диапазону камеры Olympus E-30. Так как 100 – не родня чувствительность матрицы, а главной проблемой камер Олимпус считался малый запас ДД именно в светах, я решил проверить сколько запаса по ДД предоставляет E-30 в светах при использовании ISO 200.
Я взял свой E-30, и делал одинаковые кадры, снимая RAW+JPEG. Каждый следующий кадр я снимал, повышая экспокоррекцию на +1/3, получая таким образом намеренно все более и более пересвеченные кадры. Чтобы не загромождать картинку, я не стал включать в нее дробные значения пересвета, я приведу только пересвет с +1 EV, и с +2 EV. Итак – тест.

 В первой колонке вы видите то, каким кадр получился во внутрикамерном JPEG. Во втором столбце – кадр, полученный из соответствующего RAW с помощью программы RAW Therapee 3.0 Alpha. В третьей колонке – 100% кроп из обработанного RAW файла.
Как видите, и из пересвета в +1EV и даже из пересвета в +2EV отлично вытягивается нормальный кадр. Скажу честно, это превзошло мои ожидания, я надеялся где то стопа на полтора, а оказалось, что Olympus E-30 имеет целых два стопа запаса по ДД в светах, это вполне на уровне любых современных конкурентов, включая даже ФФ камеры.
Однако при пересвете в 7/3 я уже получил выпадение информации на белом доме. 2 стопа – это предел. Ну что ж, если Олимпус смог добиться таких результатов уже на E-30, интересно, что нас ждет осенью, когда вроде как ожидается наконец новое поколение зеркалок Олимпус.
В заключение я хочу привести еще одну картинку. Аналогичный тест, проведенный фотографом из Японии на нескольких камерах, включая Nikon D700. Его результаты даже более оптимистичные, чем мои, что видимо связано просто с особенностями кадра, или же с более мягкими критериями определения «хорошего» кадра.


Чем дальше, тем более меня впечатляет камера Olympus E-30 своими возможностями, когда у меня появятся новые впечатления, я непременно поделюсь ими с вами.

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Статья хорошая, спасибо. но я не понял, почему используется RAW Therapee? Родная прога не позволит добиться таких результатов?

Snowcat комментирует...

Честно говоря я не знаю, как с этим справится родной вьювер, просто не пробовал. Я люблю Raw Therapee, потому ей и пользуюсь...