В свете того, что в последнее время все большее распространение получил Canon 5D, а также появилась первая Фулл Фрейм (ФФ) зеркалка от Nikon - D3, и Sony обещают выпустить А900, а также ходят слухи о том, что и Pentax/Samsung готовят ФФ камеру, многие люди стали задаваться вопросом, а есть ли будущее у системы 4/3? Воявились также предположения о том, что и Олимпус перейдет на ФФ формат матриц.
На мой взгляд достаточно очевидно то, что Олимпус не может привнести в систему 4/3 что-либо похожее на ФФ сенсор, скажем сенсор, вдвое больший, чем нынешние сесноры. Этот факт мне кажется очевидным, если вспомнить о том, что все объективы Олимпус, выпускаемые с момента рождения системы 4/3, расчитаны на матрицу размера 4/3 и не могут обслуживать бОльшие размеры. То есть переход на некий мифический 4/3 ФФ сенсор потребовал бы редизайна всей линейки объективов, что повлечет за собой безумные затраты.
С другой стороны, давайте рассмотрим, так ли безоговорочно лучше ФФ сенсоры, чем ASP-C или же сенсор 4/3? Несомненно у ФФ сенсора есть свои неоспоримые преимущества - бОльший размер пикселей дает их бОльшую чуствительность к свету, а стало быть уменьшает шум, делая доступными значительно бОльшие значения ISO. Второе преимущество - из за того, что картинка создается на бОльней площади внутри камеры, для получения одинакового по четкости изображения, ФФ камере достаточно меньшего оптического разрешения объектива, чем 4/3 камере. То есть при использовании объективов одинакового качества, ФФ система даст более качественный и четкий рисунок. На этом безоговорочные преимущетсва ФФ камер заканчиваются.
Одна вещь, которую можно считать как преимуществом, так и недостатком - менший ГРИП (глубина резкости) ФФ камер. В некоторых областях применения меньший доступный ГРИП является преимуществом. Как правило это особая потретная фотография, когда резким фотограф желает оставить совсем небольшое пространство, скажем ресницы одного глаза модели. Чтобы оставить резким глаз целиком - уже уже сполне хватает ГРИПа и камер системы 4/3. Также совсем небольшой ГРИП бывает нужен в предметной фотографии, скажем при фотографировании наручных часов в рекламных целях часто делают резкой скажем лишь одну цифру на циферблаете.
С другой стороны, есть области фотографии, в которых нужен больший ГРИП. Скажем в макро фотографии, природных объектов, где ГРИП, измеряется единицами миллиметров, а то и долями миллиметра, часто желательна бОльшая глубина резкости. На макро объективах даже делают доступной диафрагму 45 ради увеличения глубины резкости.
Еще одна вещь, которую нельзя назвать ни плючом ни минусом - так называемый кроп-фактор системы. Это отношение линейного размера кадра цифровых камер к полю стандартного 35 мм кадра. Для удобства был введен термин «Эквивалентное фокусное расстояние». Термин характеризует фокусное расстояние объектива с эквивалентным углом зрения для кроп фактора. Например, о объективе 31 мм будут говорить как об эквиваленте 50 мм для 35 мм камер. У ФФ системы кроп фактор - 1, у 4/3 - 2. То есть объектив с фокусным расстоянием 50мм, при использовании на системе 4/3 ведет себя как 100мм объектив на ФФ. С одной стороны, это делает более доступными для сисемы 4/3 телеобъективы, с другой - широкоугольные объективы, при использовании на система 4/3 становятся не такими уж широкоугольными. Однако проблема широкоугольников решаема, надо всего лишь выпустить объективы с меньшим ФР, с чем Олимпус отлично справился, имея по одному широкоугольному зуму в каждой ценовой категории - ZD 9-18, ZD 11-22, ZD 7-14. Ограничение же на телеобъективы ФФ камер не решается из за физических ограничений - мощные телевики становятся громоздкими и очень тяжелыми. Как пример - выпущенная недавно Сигма 200-500/2.8 весит 16(!!!) килограмм и требует отдельного блока питания. Тогда как объектив от Олимпус, дающий, благодаря кропу 2, аналогичные возможности - Zuiko Digital 90-250/2.8 (180-500 ЭФР с той же постоянной светосилой 2.8) весит 3,27 килограмма. Согласитесь, объектив весом 3.5 килограмма применять еще можно, а вот 16 килограмм это уже почти не применимо.
Ну и наконец давайте рассмотри преимущества системы 4/3. Первое - и это вытекает из размера матрицы в целом - гораздо меньший размер и вес оптики, чем аналогичной по возможностям для ФФ камер. Второе - это телецентричность оптики Олимпус. Телецентричность - это грубо говоря параллельность потока лучей, падающего на матрицу фотоаппарата. Абсолютная телецентричность не существует, на сколько я знаю, но оптика Олимпус максимальная близка к этому, и тоже благодаря размеру матрицы. Проще сделать параллельным поток меньшей площади, покрывающий матрицу 4/3, чем большую матрицу ФФ. Это дает значительно меньшие Хроматически Аберрации на Олимпусах, чем на камерах ФФ, и меньшее падение четкости по краям.
По-моему, уже достаточно данных, чтобы понять, что ФФ камеры и система 4/3 занимают разные ниши, причем довольно далеко отстоящие друг от друга. А значит обилие ФФ камер на рынке практически не затронет рынок 4/3 камер, и он продолжит расти в 2008м, как рос 2007м году, а то и быстрее.
Ну и на последок еще одно соображение. Вернее комплимент в сторону Олимпуса. В первой половине 2008, мы наблюдали смену поколений цифровых зеркалок. И подходы у разных фирм были совершенно разные. Но почти все пошли на увелиение мегапикселей на матрице, во главе с СОНИ, упаковавшей в обычную "старую" матрицу 14.3 мегапикселя, вместо 10 (что повлекло за собой даже ухудшение картинки в целом!).
Единственная фирма, не ввязавашаяся в гонку мегапикселей - Олимпус. Вместо этого новые сенсоры имеют бОльшие по размеру пиксели, лучшую чуствительность, итд. Браво, Олимпус, так держать!
На мой взгляд достаточно очевидно то, что Олимпус не может привнести в систему 4/3 что-либо похожее на ФФ сенсор, скажем сенсор, вдвое больший, чем нынешние сесноры. Этот факт мне кажется очевидным, если вспомнить о том, что все объективы Олимпус, выпускаемые с момента рождения системы 4/3, расчитаны на матрицу размера 4/3 и не могут обслуживать бОльшие размеры. То есть переход на некий мифический 4/3 ФФ сенсор потребовал бы редизайна всей линейки объективов, что повлечет за собой безумные затраты.
С другой стороны, давайте рассмотрим, так ли безоговорочно лучше ФФ сенсоры, чем ASP-C или же сенсор 4/3? Несомненно у ФФ сенсора есть свои неоспоримые преимущества - бОльший размер пикселей дает их бОльшую чуствительность к свету, а стало быть уменьшает шум, делая доступными значительно бОльшие значения ISO. Второе преимущество - из за того, что картинка создается на бОльней площади внутри камеры, для получения одинакового по четкости изображения, ФФ камере достаточно меньшего оптического разрешения объектива, чем 4/3 камере. То есть при использовании объективов одинакового качества, ФФ система даст более качественный и четкий рисунок. На этом безоговорочные преимущетсва ФФ камер заканчиваются.
Одна вещь, которую можно считать как преимуществом, так и недостатком - менший ГРИП (глубина резкости) ФФ камер. В некоторых областях применения меньший доступный ГРИП является преимуществом. Как правило это особая потретная фотография, когда резким фотограф желает оставить совсем небольшое пространство, скажем ресницы одного глаза модели. Чтобы оставить резким глаз целиком - уже уже сполне хватает ГРИПа и камер системы 4/3. Также совсем небольшой ГРИП бывает нужен в предметной фотографии, скажем при фотографировании наручных часов в рекламных целях часто делают резкой скажем лишь одну цифру на циферблаете.
С другой стороны, есть области фотографии, в которых нужен больший ГРИП. Скажем в макро фотографии, природных объектов, где ГРИП, измеряется единицами миллиметров, а то и долями миллиметра, часто желательна бОльшая глубина резкости. На макро объективах даже делают доступной диафрагму 45 ради увеличения глубины резкости.
Еще одна вещь, которую нельзя назвать ни плючом ни минусом - так называемый кроп-фактор системы. Это отношение линейного размера кадра цифровых камер к полю стандартного 35 мм кадра. Для удобства был введен термин «Эквивалентное фокусное расстояние». Термин характеризует фокусное расстояние объектива с эквивалентным углом зрения для кроп фактора. Например, о объективе 31 мм будут говорить как об эквиваленте 50 мм для 35 мм камер. У ФФ системы кроп фактор - 1, у 4/3 - 2. То есть объектив с фокусным расстоянием 50мм, при использовании на системе 4/3 ведет себя как 100мм объектив на ФФ. С одной стороны, это делает более доступными для сисемы 4/3 телеобъективы, с другой - широкоугольные объективы, при использовании на система 4/3 становятся не такими уж широкоугольными. Однако проблема широкоугольников решаема, надо всего лишь выпустить объективы с меньшим ФР, с чем Олимпус отлично справился, имея по одному широкоугольному зуму в каждой ценовой категории - ZD 9-18, ZD 11-22, ZD 7-14. Ограничение же на телеобъективы ФФ камер не решается из за физических ограничений - мощные телевики становятся громоздкими и очень тяжелыми. Как пример - выпущенная недавно Сигма 200-500/2.8 весит 16(!!!) килограмм и требует отдельного блока питания. Тогда как объектив от Олимпус, дающий, благодаря кропу 2, аналогичные возможности - Zuiko Digital 90-250/2.8 (180-500 ЭФР с той же постоянной светосилой 2.8) весит 3,27 килограмма. Согласитесь, объектив весом 3.5 килограмма применять еще можно, а вот 16 килограмм это уже почти не применимо.
Ну и наконец давайте рассмотри преимущества системы 4/3. Первое - и это вытекает из размера матрицы в целом - гораздо меньший размер и вес оптики, чем аналогичной по возможностям для ФФ камер. Второе - это телецентричность оптики Олимпус. Телецентричность - это грубо говоря параллельность потока лучей, падающего на матрицу фотоаппарата. Абсолютная телецентричность не существует, на сколько я знаю, но оптика Олимпус максимальная близка к этому, и тоже благодаря размеру матрицы. Проще сделать параллельным поток меньшей площади, покрывающий матрицу 4/3, чем большую матрицу ФФ. Это дает значительно меньшие Хроматически Аберрации на Олимпусах, чем на камерах ФФ, и меньшее падение четкости по краям.
По-моему, уже достаточно данных, чтобы понять, что ФФ камеры и система 4/3 занимают разные ниши, причем довольно далеко отстоящие друг от друга. А значит обилие ФФ камер на рынке практически не затронет рынок 4/3 камер, и он продолжит расти в 2008м, как рос 2007м году, а то и быстрее.
Ну и на последок еще одно соображение. Вернее комплимент в сторону Олимпуса. В первой половине 2008, мы наблюдали смену поколений цифровых зеркалок. И подходы у разных фирм были совершенно разные. Но почти все пошли на увелиение мегапикселей на матрице, во главе с СОНИ, упаковавшей в обычную "старую" матрицу 14.3 мегапикселя, вместо 10 (что повлекло за собой даже ухудшение картинки в целом!).
Единственная фирма, не ввязавашаяся в гонку мегапикселей - Олимпус. Вместо этого новые сенсоры имеют бОльшие по размеру пиксели, лучшую чуствительность, итд. Браво, Олимпус, так держать!
16 комментариев:
А вы не думаете, что в глазах простых людей Олимпус сослужит себе плохую службу, отказавшись повышать колличестко мегапукселей? Для народа то все просто - меньше мегапукселей - хуже...
Ну сдается мне, если человек дорос до зеркалок, он уже должен бы понимать, что колличество мегапикселей это не то, что определяет качество кадров. Ну во всяком случае хочется в это верить.
Самое смешное, что из ПРО и Хайгрейд оптики они кроют полный кадр, поэтому никаких проблем перейти на полнокадровую оптику нет. ПРосто будет немного другое расстояние до плоскости матрицы :)
Хмм... Я не знал, что две серии из трех могут держать полный кадр у Олимпуса... Тогда может мы и увидим что то типа стандарта 8/6, как матрица, вдвое большая, чем 4/3...
Смущает перспектива развития 4/3. гадать можно долго и упорно, но желательно конечно услышать о развити системы из уст самого Олимпуса.
Сам стою перед выбором системы. Требуется пылевлагозащита. D300 дорого. Pentax K20D - неоправданно завышенный ценник + оптика ИМХО не очень. Олимпус - оптика на высоте, но сама систем 4/3 смущает. А вот информации от производителя о их видении развития системы так и не ншёл. Жаль.
Да сейчас сложилась ситуация, когда олимпус почти выполнил весь свой роадмэп по объективам, и нового роажмэпа не показал пока. Но там еще есть один объектив, которого мы не увидели... Говорят это 150 макро. С другой стороны, стабильность и приверженность роадмэпу трехлетней давности, в купе с тем, что за 2007 год продажи зеркалок олимпуса выросли в целом по миру в 2 раза, а в Японии в 8 (!!!) раз, внушают оптимизм и лично у меня вызывают уверенность в будущем системы. Даже в текущем состоянии производство DSLR Olympus далеко далеко не убыточно, чего бы будушему системы быть не радужным?
Ну при их ценах на бюджетные системы Е-ХХХ понятно что объем продаж скаканет вверх. Тем более что оптика Оли в китовом исполнении впереди планеты всей. Но я не об этом. Мне не понятно дальнейшее развитие 4/3 в плане уличшения качества снимков. На сколько я понял, 4/3 система больше подходит к репортажному жанру. Т.е. на первом месте сам сюжет, затем качество. Впринципе для глянцевого журнала, газеты или интернет издания качество снимков будет на уровне. А если это художественная фотосъемка? Т.е. если я снимаю архитектуру + пейзажи? Вот меня и интересует подойдет ли для этого система 4/3 ну такой примерно комплектации Е-520 (выход в июне) + 14-54 мм 1:2.8-3.5 + ED 50-200 мм 1:2.8-3.5 SWD, или лучше взять Canon 40D и к нему EF 17-40 mm f/4L USM??? Честно говоря гляну вот тут http://www.flickr.com/photos/ysjjhfox/2045702928/sizes/o/ снимок сделанный на Оли Е-3 линзой 18-180 на ИСО 640 был в ужасе. (снимок взят от сюда http://pixel-peeper.com/cameras/?camera=775 ) Вот не пойму, это руки были кривые или это так себя система ведет на таких ИСО?
Ого! "Чудесный" снимок! Вообще я сам лично видел снимки в E-510 на ISO100, состоящие фактически из одного шума. И это, скажу еще раз, на ISO 100! Где то на Аурлайфе лежит примерчик такой. Ну вот у меня теперь 510й - мои снимки перед вами, судите сами.
Насчет 18-180 - опять же, у меня тут про него написано, и есть полноразмерные картинки - смотрите. Я вообще считаю, что лучше всего говорят за себя фотографии а не слова. Мое мнение - отличный универсальник, на 100% стоящих своих денег. Конечно это не профи уровень, но весьма прилично.
Насчет именно E3 - я не знаю, у меня его нет. По всем отзывам, у него до 800 вполне нормально с шумами - то есть почти нет. КАК получена приведенная Вами картинка - я не знаю. Но на моем 510, с БОЛЕЕ шумной матрицей чем на E3, выйдет лучше на ISO800, чем этот ужас.
По части назанчения камер... Лично я считаю как раз Кэнон чисто репортажными камерами. Они очень быстры, лупят пулеметными сериями с большой скоростью. Но не особо так заботяться о цветопередаче, их L-ки весьма и весьма хроматят. Как раз из за цвета ИМХО не сильно подходят под пейзажи. Зато отличные высокие ISO, не шумные. Где это надо? В клубах, на концертах, в помещениях, показы мод, приемы... Репортажи одним словом.
А у Олимпуса превосходные "фирменные" цвета, отличная оптика, почти не дающая ХА даже на нижнем уровне цен, а на высшем дающая еще и сумасшедшее разрешение. Но - слабые по сравнению с конкурентами высокие ISO. То есть как раз таки выходит - камера для художественной съемки, неспешной и вдумчивой.
Вот такое мое мнение :)
В том, что вы написали (комплект) я бы 14-54 заменилш бы на 12-60, он значительно лучше и лишний широкий угол не помешает.
Что вы все про ФФ да ФФ.Почему обязательно олимпуз должна выпустить этот самый ФФ? Многим ли он нужен? Просто в этом сегменте уже все разобрано,и лезть сюда нет никакого смысла.Сила оли в бюджетных зеркалках!А ценовая политика вполне удержит ее на плаву.Ну посмотрите,только что вышедшая Е-420 в комплектации дабл кит стоит.....на уровне 400D БОДИ! от Canon.И это с двумя отличнейшими объективами...А 14-54/2.8-3.5 просто сказка какая то.Ну какая фирма может предложить объектив такого уровня за ...жалкие 375 баксов(на БиХе) ? Ведь у того же Canon либо темный ацтой,причем недешевый,либо L-ки за бешеные бабки,все остальное же сигмы,тамроны с ихней лотереей. Вообщем к чему я все это: олимпуз делает аппараты для рядового пользователя,за небольшие деньги и хорошего качества,и никакие ФФ ей ненужны! PS.Сам был обладателем 350D от Canon,продал с огромной радостью,заказал и почти уже получил 14-54/2.8-3.5 с БиХа и вот выбираю между 420 и 510-ой тушками.
>> выбираю между 420 и 510-ой тушками
Подержал обе эти камеры в руках.
Времени присмотреться особо не было (происходило все в магазине), но сделав одинаковые фотки и на том и на другом был очень сильно впечатлен качеством работы стабилизатора на 510. В итоге его и взял.
Mikhas, у меня E-3, результат на ISO800-1000 вполне приличный (и достаточный для "журнального репортажа" - проверено на себе, даже при семке в JPEG)
Всем привет!
Сразу: фанат Олимпуса.
ИМХО
1. чтобы заткнуть толпу жаждущих ФФ - выпустит одну топ-топ-топ-модель и успокоется :)
2. что такое ФФ? для чего? если раньше пугали мегапикселами, и когда стало ясно, что это чистой воды коммерция (3 мП - 10х15 фото, дальше считайте сами), перепрыгнули в размер матрицы...
а мало кто задумывается над тем, что человеческий глаз несовершеннен, его способность ограничена, а фотография это именно то, на что НУЖНО СМОТРЕТЬ, т.е. если на 4/3 ВЫГЛЯДЯТ снимки не хуже, а в чем то лучше (сказано автором блога), чем на ФФ и прочих бОльших...
3. Зачем платить больше.
4. В одном из фотожурналов тестировался Сапог 1Ds Марк 3, так вот там говорилось о некорректной цветопередаче и выраженных абберациях... в камере за $10 000 (авт)...
И еще...
тот факт, что Олимпус выпускает УЗИ-аппараты, микроскопы и пр. оптическую технику должен говорить в пользу Олимпийских стекол..
И еще...
будущее системы 4/3 - микро 4/3
Ну если посмотреть разные обзоры оптики (фотографической), то часто признается, что Олина оптика - одна из лучших. Как правило причем ее характеристики превосходят оптику Canon по всем статьям. На различных сайтах - лучшие объективы в разных категориях - Nikon, Olympus и Leica. О чем еще говорить...
По части микро... Ну я надеюсь что это не будущее системы 4/3, а скорее "кавалерия", то что даст Оликам и Панасу больше денег. Сам я с зеркала на компакт обратно не хочу :)
Добрый день! Я использовал несколько Ваших записей для своего поста на тему "что выбрать". Если вы не против, конечно.
И если не сложно, прокомментируйте прочитанное у меня, особенно на предмет фактических ошибок.
http://dgv-ff.livejournal.com/66430.html
Отправить комментарий